Власти ответили на данные о дефиците препарата, которым лечат при COVID
Дефицит препарата левофлоксацин в российских аптеках связан с тем, что он, как и другие антибиотики и противовирусные препараты, уходит в первую очередь в лечебные учреждения.
Об этом сообщили в разговоре с РБК представители аптек. В Росздравнадзоре РБК, в свою очередь, сказали, что в обороте находится почти 1 млн упаковок левофлоксацина в таблетках и 2 млн упаковок с раствором для инфузий. Эксперты говорят о том, что дефицит связан с высоким спросом на лекарства. Левофлоксацин указан в методических рекомендациях Минздрава как средство для лечения бактериальных инфекций у пациентов с COVID-19.
Директор по развитию сети аптек A.v.e Group Нодар Солярик в беседе с РБК подтвердил дефицит не только левофлоксацина, но и антибиотиков в целом. «Дефицит большой. Львиная доля левофлоксацина, а также ципрофлоксацина как от производителя, так и от дистрибьюторов идет в ЛПУ, на аптеки остается менее 10%. С маркировкой, по нашей информации, сейчас уже процесс наладился», — сказал он.
«Проблема эта не только с левофлоксацином, но и со всеми антибиотиками. Левофлоксацин в стойкой дефектуре. Спрос на антибиотики вырос. Назначают их много. Насколько я знаю, в госпитальном сегменте левофлоксацин присутствует. Наверное, прежде всего закрывают [препаратами] госпитальный сегмент, а в коммерческом — да, есть такая ситуация. Возможно, производители препаратов не были готовы к такому всплеску спроса на антибиотики», — сообщила РБК исполнительный директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
По ее словам, люди закупают препараты «на всякий случай». «Возможно, после принятых изменений — постановления правительства — мы все-таки увидим, что ситуация налаживается. Пока с антибиотиками не очень хорошо. Стал появляться азитромицин, надеемся, что появится и левофлоксацин», — добавила она.
Нехватка препаратов связана с паникой, рассказал РБК генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. «По левофлоксацину прирост составил 57% в госпитальном сегменте и 56% в розничном сегменте, если сравнивать девять месяцев этого года с девятью месяцами 2019 года. То есть на 50% возросли продажи этого антибиотика. Понятно, что всплеска заболеваемости, характеризующей потребление этого антибиотика, в России нет. Антибиотиками COVID не лечат — да, их назначают, но в данном случае такое увеличение по розничному потреблению говорит только о том, что население скупает препарат. Та нехватка препаратов, которая сейчас есть, она связана с паникой, люди скупают препараты», — пояснил он.
В Росздравнадзоре РБК сообщили, что за последний месяц в России в оборот поступили почти 1 млн упаковок левофлоксацина в таблетках и более 2 млн упаковок раствора. «В период с 1 октября по 6 ноября 2020 года в гражданский оборот на территории Российской Федерации поступили следующие лекарственные средства с МНН (международное непатентованное наименование. — РБК) «левофлоксацин»: таблетки — 70 серий 18 торговых наименований (956 405 упаковок), раствор для инфузий — 124 серии девяти торговых наименований (2 213 860 упаковок)», — говорится в ответе ведомства на запрос РБК.
В Минпромторге РБК сообщили, что в первом полугодии 2020 года по отношению к тому же периоду прошлого года производство левофлоксацина выросло на 111%, ингавирина — на 72%, азитромицина — на 87%, триазавирина — на 153%, умифеновира — на 147%, клексана — на 413%.
Ранее издания Forbes и Meduza передавали, что из продажи в аптеках практически исчезли антибиотики и противовирусные препараты, в частности левофлоксацин. Среди причин назывались сбои в системе маркировки и ажиотажный спрос потребителей на них. Forbes ссылался на данные сервиса «Мегаптека.ру», согласно которым левофлоксацин можно купить только в каждой 35-й аптеке.
Как сообщал «РБК Новосибирск», в городе был отмечен всплеск запросов в аптеки об антибиотиках. О поступлении новых партий левофлоксацина и азитромицина мэр города Анатолий Локоть сообщил журналистам 6 ноября. По его словам, 5,9 тыс. упаковок левофлоксацина привезли самолетом из Владивостока, а в понедельник ожидается поступление партии азитромицина.
«РБК Нижний Новгород» также сообщал, что аптечные сети региона столкнулись с ростом спроса на такие препараты, как умифеновир, гриппферон, коронавир, гидроксихлорохин и левофлоксацин. В «Нижегородской областной фармации», которая снабжает подведомственные минздраву региона бюджетные учреждения и управляет собственной розничной сетью «Госаптека», изданию сказали, что некоторые отечественные производители, с которыми госпредприятие имеет прямые договоры, отодвинули поставки на январь 2021 года.
Пресс-служба Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) сообщила РБК, что система маркировки не может быть причиной нехватки лекарств. Во-первых, она переведена в уведомительный режим. Во-вторых, на рынке России всего 10% от общего числа препаратов сейчас маркированы, а остальные — это те, что произведены до 1 июля и по которым есть разрешение на оборот.
«По данным из системы маркировки лекарств, на данный момент в обороте находится около 4,3 млн упаковок маркированных лекарств с МНН «левофлоксацин»: 2,86 млн упаковок из этого объема — у оптовиков, 616 тыс. — у аптек, 458 тыс. — в медорганизациях, 454 тыс. — у производителей (не имеющих лицензии на оптовую торговлю), 317 тыс. — у организаций, которые в реестре лицензий Росздравнадзора не имеют кода ФИАС <...>. По МНН «азитромицин» в обороте 11,42 млн маркированных упаковок: у производителей — 1,85 млн, у оптовиков — 7,75 млн, у аптек — 2,7 млн, у медорганизаций — 236,8 тыс., у организаций, которые в реестре лицензий не имеют кода ФИАС, — 461,7 тыс.», — заявили в пресс-службе ЦРПТ.
Левофлоксацин — синтетический антибиотик широкого спектра действия. Он упоминается во временных методических рекомендациях Минздрава по лечению COVID-19 как средство, применяемое при осложнении заболевания бактериальными инфекциями.
Премьер-министр Михаил Мишустин 1 ноября сообщил, что ряд российских регионов столкнулись с нехваткой в аптеках отдельных лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП). Премьер отметил, что такая ситуация недопустима. 3 ноября он подписал распоряжение о создании Федерального центра по лекарственному обеспечению граждан, сообщается на сайте правительства. Центр будет контролировать закупки медикаментов и прогнозировать потребность в них в регионах. «Это поможет предотвращать возможные перебои с поставками препаратов и заранее формировать необходимый резерв», — отметили в правительстве.
Тогда же Мишустин подписал постановление, которое упрощает порядок работы с системой маркировки лекарств. Аптеки и медучреждения смогут выводить лекарства из оборота через кассы сразу после уведомления системы о поступивших к ним препаратах и не ждать подтверждения от системы, что сведения о приемке успешно зарегистрированы.
В Минпромторге по поводу системы маркировки лекарств РБК ответили, что проблемы, связанные с недостаточной технической готовностью дистрибьюторов и ряда аптечных организаций к работе с маркированными препаратами, остаются. Следствием этого частично стало затоваривание лекарствами производственных, оптовых и аптечных складов, а также складов временного хранения. В ведомстве заверили, что приняли меры для облегчения ситуации, в частности перевели систему маркировки в уведомительный режим, который «позволяет осуществлять упрощенную приемку медикаментов и, как следствие, ускоряет процесс перехода препаратов из одного «звена» товарной цепи в другое».
Кроме того, в министерстве заявили, что ЦРПТ предпринял множество действий, которые «упростили поставки в Россию маркированных лекарств и ускорили взаимодействие импортеров с ФТС в десять раз (время обработки и обмена документами с ФТС сократилось с 150 до 16 минут)». Сейчас в обороте находятся «как маркированные, так и немаркированные партии» левофлоксацина, сообщили в ведомстве.
РБК отправил запрос в Минздрав.