Академик РАН рассказал об опыте по ослаблению уханьского штамма COVID-19
В Институте вакцин и сывороток им. Мечникова ученым удалось ослабить уханьский штамм коронавируса.
Об этом в интервью «Радио России» сообщил вирусолог, академик РАН Виталий Зверев.
«Нам удалось аттенуировать (ослабить) коронавирус, вот тот самый уханьский штамм, который растет при пониженной температуре», — рассказал академик.
Он добавил, что «никто не хочет говорить о живой вакцине», потому что для этого нужно изучить склонность к реверсиям, то есть к обратным мутациям. Зверев отметил, что не исключено, что подобное будет доказано в будущем, однако никто не разрешит «это использовать как вакцину», так как препарат не должен вызывать заболевание ни в какой форме, даже в легкой.
«Поэтому говорить, что это как бы природная вакцина или искусственно сделанная, не совсем верно, потому что заболевания-то она вызывает, да, легкие, но вызывает. Не должно быть не единого шанса, то есть ни одного из тысячи, что этот вирус, например, у человека с той же самой ослабленной иммунной системой, вдруг вызовет заболевание», — сказал он.
Ранее вирусолог Петр Чумаков допустил, что штамм «омикрон» может быть «живой вакциной» и был искусственно создан, чтобы прекратить пандемию.
«Они собрали все эти мутации в одном штамме, более того, они ввели еще там вставочку из трех аминокислот, которые характерны для сезона коронавируса. Как она могла возникнуть вот так независимо в этом штамме — это никто не может объяснить», — пояснил свою позицию вирусолог.
По его мнению, это могло бы объяснить то, что штамм оказался «суперослабленным». Чумаков предположил, что это могло быть сделано с «аналитическими» или иными целями. «Сейчас просто такой момент настал, когда по каким-то политическим соображениям решили быстренько завернуть пандемию», — указывал вирусолог.
Однако с версией Петра Чумакова не согласился директор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г. П. Сомова Роспотребнадзора Михаил Щелканов. В разговоре с РБК он заявил, что не видит доказательств того, что штамм может быть искусственно создан.
«Это нормальный ход развития событий, когда вирус накапливает мутации, потихоньку ослабляется. Не вижу я там никакой человеческой руки. Любой вирус так или иначе существует в форме множества вариантов. Естественно, через два-три десятилетия вирус должен адаптироваться в человеческой популяции. Вот, мы видим, вариант качнулся в сторону адаптации к человеческому организму», — объяснил он.
Ученый также отметил, что большинство мутаций в геноме вирусов связано именно с «выключением патогенности». «У всех коронавирусов в силу ряда особенностей репликации очень легко формируются вставки и делеции в несколько аминокислотных остатков. В этом тоже нет ничего удивительного и ничего нового», — отметил он.